Мы всегда на пульсе вашего стоматологического здоровья


    Услуги Статьи Вопросы
LiveZilla Live Help


Определение стоматологического и гигиенического статуса.

1.Определение стоматологического и гигиенического статуса: оценке состояния зубов, десен, наличия патологических зубодесневых карманов, ортодонтических аномалий, неправильного положения складок и уздечек слизистой оболочки полости рта, потребности в ор топедическом лечении, состояния слизистой оболочки полости рта, гигиенического статуса. Обследуемый является активным участником указанной диагностической процедуры. Держа в руках зеркало достаточных размеров, он видит проявления отклонений от нормы или патологии, на которые указывает медицинский работник. Ему разъясняют значение обнаруженных изменений и их прогностический смысл. Заключительным этапом обследования полости рта является окрашивание вестибулярной поверхности зубов и края десен диагностическим раствором. При этом обращают внимание пациента на наличие окрашенного зубного налета, его локализацию, количество. Обследуемому объясняют, что зубной налет представляет опасность как для твердых тканей, так и для пародонта.

2. Проверка техники чистки зубов. Обследуемому целесообразно принести из дома зубную щетку, которой он пользуется, для оценки степени ее пригодности. Пригодность зубной щетки определяют по со хранности пучков щетины, их параллельности, сохранению чистящей поверхности. Разрыхленная, потерявшая упругость щетина, нарушен ная пучковость, гибкость волокон свидетельствует о необходимости замены зубной щетки.

Если зубная щетка в хорошем состоянии, то пациенту предлагают чистить зубы так, как он это делает обычно. Если зубная щетка не удовлетворяет требованиям, то медицинский работник подбирает другую.

После чистки зубов (длительность, интенсивность и метод обследуемый выбирает сам) медицинский работник еще раз окрашивает зубы диагностическим раствором и оценивает эффективность чистки. На оставшийся зубной налет обращают внимание пациента.

3. Демонстрация и коррекция техники чистки зубов. На модели с помощью большой зубной щетки, а затем в полости рта медицинский работник демонстрирует приемы очищения окрашенных участков. Большинству лиц с незначительно выраженным кариесом, без выраженных зубодесневых карманов достаточно обычной чистки. Вертикальными подметающими движениями удаляют зубной налет с доступных участков апроксимальных поверхностей, стремясь максимально продвинуть кончики зубных щеток в межзубные промежутки, а в области шейки зубов чистят вибрирующими возвратно-поступательными движениями (10—12 движений в каждом, сегменте зубной дуги с наружной и внутренней сторон). В заключение с целью массажа выполняют круговые движения. Следует помнить, что удаление зубного налета из фиссур на жевательных поверхностях моляров, нремоляров и слепых ямок невозможно. Для полной очистки апроксимальных поверхностей зубов и межзубных промежутков следует рекомендовать зубные нити (флоссы).

4. Контроль эффективности улучшенной техники чистки зубов. После демонстрации необходимых приемов чистки на модели и непосредственно во рту снова окрашивают диагностическим раствором поверхности зубов. Демонстрируют неокрашенные поверхности зубов.

5. Устранение минерализованного зубного налета (зубной камень). Для его удаления медицинский работник использует острые зубные экскаваторы (средние и большие), крючки для снятия зубного камня. Процедуру заканчивают полировкой поверхности зуба доступными способами (отработка специальными резиновыми чашечками, наполненными абразивной пастой). Полировку можно проводить с целью устранения экзогенных пигментации, в том числе пигментированной пелликулы.

6. Выявление очагов деминерализации. Такие очаги можно обнаружить на уроке гигиены полости рта. После тщательной чистки зубов, снятия минерализованного налета, полоскания, протирания ватным тампоном и высушивания струей теплого воздуха тщательно осматривают вестибулярные поверхности зубов. Это позволяет обнаружить участки подповерхностной или поверхностной очаговой деминерализации (белые пятна). Активность очаговой деминерализации можно определить путем окраски 2 % водным раствором метиленового синего по методике Боровского, Леуса и Аксамит или методом электрометрии зубов (В.К. Леонтьев, Г.Г. Иванова, Л.В. Кисельникова и др.) (см. Эмали деминерализация очаговая).

Описанная методика оценки стоматологического статуса и состояния гигиены полости рта делает обследуемого полноправным участником, активным помощником врача в этой важной профилактической работе. Учитывая культурный уровень, социальное положение и профессию пациента, медицинский работник убеждает его в необходимости тщательного соблюдения всех рекомендаций. Для закрепления навыков по гигиене полости рта, коррекции техники чистки зубов обследуемого приглашают снова прийти через неделю, затем через месяц. В дальнейшем каждые полгода необходимо контролировать гигиеническое состояние полости рта.

Уроки профессиональной гигиены необходимы в разные возрастные периоды — в дошкольном (вместе с родителями), младшем школьном, а также в среднем и старшем возрасте. Особое внимание следует уделять лицам с активным кариесом зубов и заболеваниями пародонта. В связи со значительным объемом работы медицинского персонала надо шире проводить санитарную пропаганду, привлекать воспитателей и педагогов к контролю чистки зубов. Уроки профессиональной гигиены, проводимые в небольших группах несколькими медицинскими работниками, резко повышают эффективность работы.

Гигиеническое обучение и воспитание. Один из основных методов санитарно-просветительной работы в стоматологии.

Различают две программы гигиенического обучения и воспитания: минимальную — обучение родителей и других взрослых, осуществляющих уход за ребенком, а также его самого объему навыков по поддержанию гигиены полости рта, и максимальную — воспитание у родителей и детей сознательного отношения к гигиеническим мероприятиям на основе понятия «здоровый образ жизни». Особенно важны обучение с повседневным повторением рациональных приемов, личный пример взрослых, сотрудничество родителей с медицинскими работниками.

Комплексность гигиенического обучения и воспитания обеспечивают три компонента — санитарное просвещение, обучение гигиене полости рта и постоянный контроль за ее осуществлением. Непрерывность и систематичность являются вторым принципом гигиенического обучения и воспитания . Третий принцип — дифференцированность форм в зависимости от возраста и других факторов (образование, профессия, состояние здоровья). В реализации гигиенического обучения и воспитания должны участвовать не только стоматологи, но и средний медицинский персонал а при работе с детьми и беременными — педиатр, гинеколог, педагоги, воспитатели. Гигиеническое обучение и воспитание следует проводить в рамках региональной «Программы по профилактике в стоматологии».

При этом должны быть предусмотрены подготовка кадров, материальная база, привлечение немедицинских работников, контакт с педиатрической и акушерской службами, педагогами и воспитателями детских дошкольных учреждений, школ, работниками учреждений народного образования. Приказ Минздрава СССР № 21 (1982) «О дальнейшем улучшении гигиенического воспитания населения СССР» возлагает ответственность за организацию санитарно-просветительной работы на главных специалистов. Они должны составлять план своей работы для включения его в «Программу комплексной профилактики стоматологических заболеваний» и «Программу гигиенического воспитания детей» (совместно с педиатрами).

Гигиеническое обучение и воспитание медицинскими работниками должны проходить в рамках рабочего времени (4 ч в месяц), отводимого на эту деятельность названным выше приказом. Необходим комплексный подход: вовлечение в эту работу детей, их родителей, педагогов, воспитателей, учителей, педиатров. Центральным звеном является совмещение обучения и воспитания. Наряду с обучением практическим навыкам гигиены полости рта необходимо вести пропаганду здорового образа жизни среди различных групп населения .

Система Orphus

Другие статьи

Эпидемиология стоматологических заболеваний.

Раздел стоматологии, изучающий распространенность и интенсивность стоматологических заболеваний. Эпидемиологические данные необходимы для описания клинической картины, изучения закономерностей и тенденций развития патологии, определения потребности в лечении, профилактике с целью прогнозирования заболеваемости, организации и планирования стоматологической помощи населению.

Профессиональная гигиена полости рта.

Регулярное использование разных методов ухода за полостью рта с применением различных средств даже при хороших навыках далеко не решает такую сложную проблему, как гигиена полости рта и профилактика стоматологических заболеваний. Следовательно, в идеальных условиях каждый человек нуждается в периодическом профессиональном удалении

Роль кислоты в этиологии кариеса.

Сахар, поступающий во время еды, сразу начинает перерабатываться микро­организмами зубной бляшки. В течение 1-2 мин он расщепляется до кисло­ты и поражает поверхностный слой эмали, расположенный под бляшкой.

Динамическое наблюдение и лечение в стоматологии.

Пациентов следует убедить регулярно посещать врача-стоматолога каждый год, потому что профилактика заболевания эффективнее его лечения. Уро­вень гигиены полости рта можно проверить при помощи окрашивающих растворов, и при наличии зубной бляшки — показать ее пациенту, а также при необходимости дать дополнительные рекомендации

Фторирование воды и пищевых продуктов.

Фторирование воды и пищевых продуктов. Наиболее удобный, экономичный и эффективный метод профилактики кариеса зубов. Фторирование воды можно осуществлять централизованным и децентрализованным способами. Самым экономичным и удобным является централизованный метод

Питание, как не заработать кариес.

Если пищевые остатки, содержащие сахар, немедленно после еды счистить с поверхности зубов, тогда образование кислоты в бляшке не произойдет и,соответственно, не будет последующей деминерализации эмали